Дата рождения парфюмерии остается открытой. Зато доподлинно известно — впервые на земле она появилась в виде дыма. Это доказывает нам само значение слова «парфюмерия» (по-латыни «per» — через, «fumum» — дым). Где именно, в какой стране человек, сидя у костра, впервые бросил туда ароматические смолы и древесину и вдохнул чудесный аромат – опять-таки скрыто во тьме веков. С одинаковым успехом это могло произойти в Аравии и Месопотамии, Египте и Китае, в Индии, наконец. Где-то в одном месте или нескольких одновременно, на разных континентах. У древних майя, отрезанных океаном от ранних цивилизаций Востока и Античного мира, родилась своя парфюмерия. И поступали они с драгоценным продуктом так же, как все цивилизованные люди от Древнего Китая до Древнего Рима: упоительные запахи вместе с искренними молитвами посвящали богам. Все знают, что лучшие духи – французские. И кажется, что так было всегда. Но история их восхождения на Олимп парфюмерии начиналась на задворках античной цивилизации, потому что Галлия в то время была еще в младенческом состоянии. Парфюмерная страсть римских завоевателей к ароматам вызвала робкий резонанс и в диких душах кельтов. Они тоже стали умащать своих покойников-праведников благоухающими маслами. О том, чтобы пользоваться, как античные «старшие братья», твердыми духами, ароматной пудрой и купать голубей в маслянистых парфюмах, чтобы те, летая, рассыпали душистые брызги на головы пирующих, не было и речи. Древние французы, входившие в категорию варваров, по-настоящему открыли для себя волшебство драгоценных ароматов только после крестового похода с королем Людовиком Святым в XIII веке. Он, хоть и косвенно, способствовал популяризации парфюмерии в Европе. Ведя свое войско в поход, король меньше всего думал о том, чтобы его благородные рыцари разжились на восточной родине роскоши горшочками из оникса и гипса, наполненными благовониями. Но это произошло, потому что у закованных в стальные латы суровых мужчин были нежные сердца, полные воспоминаний о прекрасных глазах любимых, в которых при встрече, конечно же, появится вопрос: «А что ты мне привез, милый?» После таких даров старания церкви сохранить монополию на благовония пошли прахом. В новомодных готических соборах дамы пахли сильнее, чем ароматные курения. У знатных особ свой запах становился «гербовым» признаком. Подаренная рыцарю вуаль или перчатка не позволяла забыть Прекрасную Даму, даже закрыв глаза. К этому европейцы быстро привыкли, и парфюмерия постепенно входила в быт все более широких слоев прекрасных дам.
|